https://vk.com/bkdsverdlovskobl
Инфографика национального проекта
На территории Свердловской области в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» за период 2019 – 2024 годы выполнены мероприятия на 624 объектах, в том числе отремонтировано 811 км автомобильных дорог, 212 светофорных объектов в городе Екатеринбурге и реализованы и/или реализуются следующие капиталоемкие объекты:
1) строительство автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке автодорога Пермь – Екатеринбург – автодорога Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги «Урал», III пусковой комплекс автодорога Екатеринбург – Полевской – автодорога Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги «Урал» в Свердловской области (период реализации объекта капитального строительства 2019-2023, объект введен в эксплуатацию 27.12.2023, мощность – 11,44 км);
2) реконструкция автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке Семь Ключей - Большой Исток на территории муниципального образования город Екатеринбург в Свердловской области (период реализации объекта капитального строительства 2018-2023, объект введен в эксплуатацию 27.09.2023, мощность – 9,9 км);
3) строительство путепровода через железную дорогу на км 37 автомобильной дороги г. Богданович - с. Покровское на территории Каменского городского округа (период реализации объекта капитального строительства 2023, объект введен в эксплуатацию 21.12.2023);
4) строительство путепровода через железную дорогу на км 12 автомобильной дороги ж/д.ст.Глубокое - п.Бобровский на территории Белоярского городского округа (период реализации объекта капитального строительства 2023, объект введен в эксплуатацию 21.12.2023);
5) реконструкция мостового перехода через р. Овинную на автомобильной дороге г. Камышлов - г. Ирбит - г. Туринск - г. Тавда на территории Камышловского муниципального района (период реализации объекта капитального строительства 2023, объект введен в эксплуатацию 05.12.2023);
6) строительство II очереди автомобильной дороги «Вокруг г. Екатеринбурга» на участке автодорога «Пермь - Екатеринбург» – автодорога «Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги «Урал», I пусковой комплекс автодорога «Пермь - Екатеринбург» – автодорога «Подъезд к п. Медному» в Свердловской области (период реализации объекта капитального строительства 2022-2024, объект введен в эксплуатацию 23.12.2024);
7) реконструкция автомобильных дорог общего пользования местного значения по улице Октябрьской революции и улице Циолковского с путепроводом через железнодорожные пути по улице Циолковского муниципального образования г. Нижний Тагил (период реализации объекта капитального строительства 2021-2025, техническая готовность объекта на 01.01.2025 – 84,24%, на 01.06.2025 – 85,91%);
8) строительство путепровода через железную дорогу на км 127 автомобильной дороги г. Екатеринбург - г. Реж - г. Алапаевск на территории Муниципального образования Алапаевское (период реализации объекта капитального строительства – 2023 – 2024, объект введен в эксплуатацию 18.06.2024);
9) реконструкция путепровода на км 61+183 автомобильной дороги г. Екатеринбург - г. Реж - г. Алапаевск на территории Режевского городского округа (период реализации объекта капитального строительства 2023 - 2024, объект введен в эксплуатацию 28.10.2024);
10) Реконструкция мостового перехода через реку Тегень на км 37+677 автомобильной дороги с. Туринская слобода - д. Решетникова - д. Сагай на территории Слободо-Туринского муниципального района (период реализации объекта капитального строительства 2024 - 2025, техническая готовность объекта на 01.01.2025 – 14,8%, на 01.06.2025 – 60,7%).
Свердловская область благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» в 2020 году получила межбюджетный трансферт из федерального бюджета, имеющий целевое назначение на внедрение интеллектуальных транспортных систем Это новое направление нацпроекта, нацеленное на повышение эффективности управления дорожным движением, за счет автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортной системой городской агломерации, максимизации показателей использования дорожной сети путем оптимального перераспределения транспортных потоков, повышения уровня безопасности, эффективности и комфорта для всех участников дорожного движения.
Из 50 субъектов, подававших заявки, рейтинговый отбор прошли только 27. Федеральное дорожное агентство (далее – ФДА) одобрило обе Заявки Свердловской области на предоставление иных межбюджетных трансфертов на внедрение интеллектуальных транспортных систем (далее – ИТС) в Екатеринбургской и Нижнетагильской агломерациях. Эксперты оценивали уровень проблематики организации дорожного движения, наличие документов транспортного планирования и организации дорожного движения, текущий уровень развития элементов ИТС, программно-аппаратного и телекоммуникационного обеспечения ИТС, наличие в регионе квалифицированных специалистов в данной сфере, готовых обеспечить развитие и последующую модернизацию, структуру предлагаемой к реализации ИТС и степень проработки эскизного проекта.
Обе городские агломерации подошли к началу внедрения ИТС с различным базовым уровнем. Если в Екатеринбургской городской агломерации уже были такие подсистемы как подсистема видеонаблюдения, детектирования дорожно-транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций, подсистема мониторинга параметров транспортного потока, подсистема информирования участников дорожного движения с помощью динамичных информационных табло и знаков переменной информации, подсистема интерактивного взаимодействия с пользователями, подсистема мониторинга перемещения общественного транспорта, подсистема управления маршрутами общественного транспорта, подсистема диспетчерского управления транспортом служб содержания и т.п., то в Нижнетагильской городской агломерации большинство подсистем пришлось создавать с нуля.
Все работы, начиная с 2020 года и по конец 2024 года, велись в рамках соглашений, заключенных между ФДА и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, в строгом соответствии с утвержденными локальными проектами по созданию и модернизации интеллектуальных транспортных систем Свердловской области в целях реализации мероприятия «Внедрены интеллектуальные транспортные системы, предусматривающие автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек», разработанными в соответствии с утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации Методическими рекомендациями.
Мероприятия по внедрению ИТС реализовывались как на региональном, так и муниципальном уровнях четырьмя Заказчиками: Министерством транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, государственным казенным учреждением Свердловской области «Управление автомобильных дорог», муниципальным бюджетным учреждением «Центр организации движения» города Екатеринбург и муниципальным казенным учреждением «Служба заказчика городского хозяйства» города Нижний Тагил.
Финансирование реализуемых мероприятий на первоначальной стадии осуществлялось только с использованием межбюджетных трансфертов (до конца 2021 года). Начиная с 2022 года реализация велась с привлечением как областных средств, так и средств местных бюджетов г. Екатеринбург и г. Нижний Тагил. Сведения о финансовом обеспечении по Екатеринбургской и Нижнетагильской городским агломерациям по годам представлены в табл. 1 и табл. 2 соответственно.
Таблица 1. Сведения о финансовом обеспечении по Екатеринбургской городской агломерации, тыс. рублей
Наименование источника финансового обеспечения |
Итого |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Общий объем финансового обеспечения на реализацию решения, предусмотренного проектом, всего |
1 086 580,94 |
250 000 |
249 215,90 |
276 719,20 |
169 145,90 |
141 499,94 |
В том числе в разрезе источников: Бюджетные ассигнования федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете |
998 904,28 |
250 000 |
249 215,9* |
260 049,85 |
151 045,90 |
88 592,63 |
Бюджетные ассигнования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов |
87 676,66 |
— |
— |
16 669,35 |
18 100 |
52 907,31 |
Собственные (привлеченные) средства участников инвестиционного проекта |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Таблица 2. Сведения о финансовом обеспечении по Нижнетагильской городской агломерации, тыс. рублей
Наименование источника финансового обеспечения |
Итого |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Общий объем финансового обеспечения на реализацию решения, предусмотренного проектом, всего |
363 837,15 |
80 000,00 |
80 000,00 |
82 660,45 |
59 823,90 |
61 352,80 |
в том числе в разрезе источников: |
317 693,05 |
80 000,00 |
80 000,00 |
81 660,45 |
47 923,90 |
28 108,70 |
бюджетные ассигнования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов |
46 144,10 |
— |
— |
1 000 |
11 900 |
33 244,10 |
Собственные (привлеченные) средства участников инвестиционного проекта |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Как видно из представленной информации, основной объем работ был направлен на развитие подсистемы светофорного управления, подсистемы мониторинга параметров транспортного потока, развитие центров управления дорожным движением как в Екатеринбургской, так и Нижнетагильской городских агломерациях, внедрение интеграционной платформы (ЕПУТС) на региональном уровне с целью достижения первого уровня зрелости ИТС.
Рис. 1 Модернизированный светофорный объект с установленными видеодетекторами г. Екатеринбург
Рис. 2 Контейнерный ЦОД г. Нижний Тагил
Рис. 3 Видеодетекторы на автомобильной дороге общего пользования регионального значения
Рис. 4 Табло прибытия/убытия транспорта на остановочном пункте г. Нижний Тагил
Рис. 5 Метеопост с двумя табло переменной информации г. Екатеринбург
Рис. 6 Динамическое информационное табло г. Екатеринбург
Ожидается, что внедрение ИТС к 2030 году позволит повысить уровень обслуживания дорожного движения, оптимизировать распределение транспортных потоков по существующей улично-дорожной сети, уменьшить задержки, сократить число дорожно-транспортных происшествий, повысить уровень оперативности реагирования на дорожно-транспортные происшествия и чрезвычайные ситуации, повысить привлекательность и комфорт общественного транспорта, оперативно информировать всех участников дорожного движения о ситуации на дорожной сети.